Содержание
ликбеза:
Что такое Rigid Wings?( краткий
полуисторический экскурс)
Конструкция RW. ( ознакомление с «особенностями»)
Rigid Wings в переводе с английского- жёсткие крылья- это летательный
аппарат тяжелее воздуха, который получился в следствии внебрачных связей между
планером и дельтапланом J.
Или что-то типа
этого. Что он взял от своих родителей? Лучшие или худшие черты характера он унаследовал?
Является ли он их законнорожденным
потомком? Этот вопрос остаётся открытым и по сей день, породив множество
слухов, сплетен и страхов по отношению к Rigid Wings- дельтаплану
с жёстким крылом, или проще- жесткокрылу. Для просто ты будем в дальнейшем
именовать это чудо RW.
Из имеющихся на сей
день полуофициальных данных первый проект RW был рассчитан ещё в 1927 году (за несколько десятилетий
до появления крыла Рогалло, ставшее в основе конструкции первых дельтапланов).
Но RW так и не был построен в связи с отсутствием на тог время удовлетворительно лёгких и прочных
материалов. Проект затерялся в годах и всплыл в Германии только в 60-е годы.
Тогда и была предпринята первая попытка постройки данного «гибрида». Стоит
заметить, что в то время уже появился дельтаплан в чистом своём виде и начал
завоёвывать сердца сотен поклонников экстрима во всём мире. Короба (силовые
части крыла) первого RW были
выполнены из дерева, а килевая труба и трапеция (см. раздел «Конструкция RW») – из
композитных материалов.
Аппарат оказался несколько неудачным и
даже опасным, по сравнению с обычным дельтапланом. Но энтузиасты свободного
полёта не захотели от подобной схемы крыла. Аэродинамика аппарата была
улучшена, и новый прототип RW собрали уже
из углепластика (короба), дакрона (парус) и дюралюминия (килевая труба и
трапеция). Я не знаю истории становления всех прототипов RW, но разработки подобных крыльев с
большим или меньшим успехом велись в разных странах, разными фирмами и энтузиастами
– одиночками.
Большего успеха на начальном периоде
развития RW добилась
фирма Flight Design – GmbH. Именно к ней попал этот угольно –
дюралевый прототип RW после
разорения фирмы, которая старалась довести данный агрегат «до ума». После
некоторых изменений, усовершенствований и т.п. RW получил название EXXTACY 160 и был запущен в серийное производство, пытаясь
конкурировать с обычными дельтапланами, которые очень интенсивными шагами
развивались и совершенствовались энтузиастами и дельтапланерными фирмами во
всём мире.
Значительный вклад в развитие RW фирмы Flight Design – GmbH внёс Скирко Олег, возглавляющий на
данное время «жесткокрыльный» проект на фирме АЭРОС (АЭРОЛА) в Киеве. Он
участвовал в совершенствовании и разработке таких RW как Exxtacy160, Exxtacy
Bi (двухместник) и Exxtacy 135 (для пилотов малого веса), которые
строились и по сей день строятся Херсоне. В 1998 году Олег переехал в Киев и
начал разработку своей собственной модели RW с Александром Витченко. В аппарате воплотились многие
свежие идеи и смелые решения. В последствии киевский RW получил название STALKER, хотя между
пилотами зачастую всплывает такое название как «Скирколёт», в честь
конструктора.
Не всё было чисто и гладко. В ноябре
месяце 2001г. на испытаниях прототипа STALKERа погиб великолепный пилот, конструктор и просто очень
хороший человек Саша Витченко. Его смерть
заставила многое пересмотреть в конструкции STALKERа в целях увеличения его безопасности для пилотов, и в
этом- же 2001году STALKER был
сертифицирован в Германии. На мой взгляд- это один из самых удачных RW современности.
Основными производителями RW стали такие знаменитые и
«титулованные» в дельтапланерных кругах фирмы, как ICARO (самый массовый RW в мире- ATOS), La moette ( Top sicret), Pegasus (с одноимённым
аппаратом), AEROS (Stalker), Flight Design – Ukraine (Exxtasi160, Exxtacy Bi, Exxtacy135, Axxess и
«мотожесткокрыл» Revolution).
На соревнованиях, проводимых FAI (всемирной федерации планерного
спорта) RW отведены
5-ый и 2-ой классы, в то время как дельтапланы входят в 1-ый класс
(безмачтовые) и в 3-ий класс (мачтовые). RW 5-го класса – это по сути и есть дельтапланы с жёстким
крылом. RW 2-го класса,
такие как Свивт, Милениум и др. – это скорее всего уже маленькие планера, со
стартом как с ног, так и с колёс,
полностью аэродинамическим управлением и «кабиной» пилота.
Чем же отличается RW от дельтаплана? Если вы знакомы с
конструкцией дельтаплана – то можете
смело переходить в раздел «Конструкция RW», где мы и рассмотрим все их сходства и
различия. С конструкцией дельтаплана в «чистом» своём виде вы можете
познакомиться на сайте дельтаклуба SkyWalker, в котором,
не смотря на то, что живу уже не в Киеве а в Херсоне, я имею честь состоятьJ.
RW пятого класса FAI – аппараты с комбинированным, балансирно – аэродинамическим
управлением, в отличие от дельтаплана, имеющего полностью балансирное
управление, и планера, имеющего полностью аэродинамическое управление. В чём
разница? Балансирное управление осуществляется за счёт изменения центра тяжести
летательного аппарата, то есть за счёт перемещенья собственного тела в рулевой
трапеции пилотом. Аэродинамическое- же управление достигается за счёт изменения
положения вектора суммарной подъёмной силы относительно центра масс аппарата,
то есть за счёт отклонения рулевых поверхностей.