Особенности
Национальной Буксировки
(или буксировка за
пилотом химиком).
12 апреля
2002 года от РХ.
Дубинецкий Николай Петрович: пилот- химик, он же-
пилот-буксировщик
Дубинецкий Владимир Николаевич: пилот-химик, сын пилота-буксировщика
Пошелюга Андрей Васильевич: хороший
парень, техник мотодельтаплана
Лаптев Валерий Иванович: работник
OWC, конструктор, светлая голова
Летин Виктор: тоже хороший парень, пилот
МДП, химик
Плиз Виктор: работник OWC, сборщик жесткокрылов, классный специалист
Бульба Вадим: водитель фирмы OWC (Flight Design – Ukraine), бывший гонщик
Я:А как хорошо всё начиналось!
По весеннему тёплое солнышко, кучевые облачка , а воздух наполнен пьянящим
ароматом цветущих трав, деревьев и прочей живности…Сегодня у нас дебют. Первый
раз в небо Украины должен подняться жесткокрыл «немецкой» фирмы Flight Design под названием AXXESS+, пилотируемый молодой легендой украинского дельтапланеризма Половым
Николаем Борисовичем. Мне же досталась скромная роль наблюдателя, фотографа и
прочих там помощников.
Все
мероприятие состоялось близь чудного города Херсона, гордящегося своими
огромными степными просторами и прочими, старательно обработанными дельтиками -
химиками, площадями. Именно такой пилот- химик со своей телегой достался нам в
качестве буксировщика.
Николай: Осмотр буксировщика показал что, это типичный химик-панк.
Телега титановая, сварная исполнена в
лучших традициях СССР, в смысле сделано
из того что было под рукой. На телегу навешен бак с химией, как
оказалось потом на половину полный.
Крыло старое, итальянское, площадью 10кв.м
Я:Впечатление
несколько удручающее, учитывая оснащение данного «пепелаца» 503 ротаксом
довольно таки убитого технического состояния. В целом- настоящая рабочая
лошадка, замученная тяжким трудом и несбалансированным кормлением.
Чего не скажешь о привезённом нами
жесткокрыле. В поле он выглядел
довольно таки
хищным и грозным птицем. Просто прелесть…Чем мы с Колей не преминули
воспользоваться устроив побегушки, отдав тем должное времени, когда каждый из
нас носился по полю с дельтапланом в надежде на то, что его оценят и пустят на горку.
Умаявшись и наигравшись всласть, да после осмотра места старта, наконец-то
приготовились отдать должное небу.
Первым, как всегда, должное небу отдал
буксировщик, полетев на разведку погоды и показав идеальный проход над полем на
высоте 40сантиметров да на скорости за 80 км/ч. Всё класс! Если не учитывать,
что при установке нового винта умудрились свернуть голову одному из болтов
крепления…Обнадёживающее начало.
Николай: Химики
ребята без крыши, а также без дна. Они летают так экстремально что дух захватывает.
Полет на телеге без спас.системы для химика норма--нет смысла ее применения на
рабочей высоте 1м. Но полет в термичку
на этой высоте либо мастерство,
либо везение..
Я:Выбор места старта
мне показался удачным только отчасти…Утоптанная земля и соседство дороги для
взлёта буксировщика – это конечно замечательно, но соседство высоковольтной
линии передач (до ближайшей опоры-120 шагов) несколько напрягало.
Но вот сборы позади….Буксировщик
выкачен на исходный рубеж, Коля под аппаратом ( и даже пристёгнут!), а я
трусцой передвигаюсь на исходный рубеж снайпера-фотографа в район буксировщика,
дабы увековечить этот знаменательный момент в истории нашей фирмы и клуба…
Дальше- всё как обычно на буксировке,
не считая лёгкой паники и неразберихи в рядах зрителей и помощников (это и меня
касается). Взревел движок, запел винт, натянулся фал- и Коля поднял жесткокрыл
на плечи…
Все
напряжённо замерли, а я припал к прицелу фотоаппарата, судорожно вспоминая как
он снимается-то с предохранителя…Время замерло.
После энной попытки подъёма
жесткокрыла в предстартовое положение Николай посчитал момент достойным, и по
его сигналу буксировщик втопил педаль газа…Натянулся фал, побежал Коля, полетел
аппарат, выдав на старте приличный левый крен( поддуло )…..И вот отрыв! Коля
летит! AXXESS+ в воздухе! А буксировщик всё бежит и
бежит….А что взять то с него? Ведь и в хорошие времена у него скорость отрыва
никак не меньше 70 км/ч!!! А это с половиной химбака да Колей на буксире!!!
Хорошо, что вообще катится…Ах нет…Таки взлетел…Со скоростью настоящего
истребителя и леностью истинного бомбёра!!! И на том спасибо…
Я в диком экстазе безперерывно жму на
кнопку фотокамеры, не дожидаясь окончательной перемотки плёнки на новый кадр.
Авось получится.
Да и
Николай, пролетая надо мной орёт во весь голос: «..СНИМААААЙ!..». (Много позже
я глубоко задумался над тем, как же он кричал-то, если рот его был занят
прищепкой буксировочного замка?!?)…
Связка «Мотодельта - Жесткокрыл»
плавно ползёт в высоту, постепенно забирая влево от линии взлёта, дабы не
познакомиться по ближе с высоковольткой. Слышны восторженные крики зрителей и
сочувствующих…А воздух по прежнему пахнет весной….
Только восторг быстро проходит.
Странно как-то летят они. Периодически пропадает нагрузка на буксировочном
тросу ( это видно по раскрытию тормозного парашюта на фале ). Да и буксировщик
чего-то не очень стремится лезть в высоту, увозя Николая на сцепке всё дальше и
дальше от импровизированного
дельтадрома на высоте где-то чуть выше ста метров.
Набор
прекратился, а потом буксир вообще начал терять постепенно набранную высоту,
плавно разворачиваясь в сторону дельтадрома…
Николай: Старт проблем не вызвал, а вот дальше было интересно.
Долгая пробежка меня не смутила - ещё бы буксирует то он впервые. Далее
пошёл очень плавный набор высоты с
плавными колебаниями в потоках.
На высоте более ста
метров ( 122 м) буксировщик прекратил
набор высоты и стал уходить вниз при
этом как мне кажется падала итак малая
тяга двигателя.
Стало просто невозможно удерживать
постоянную нагрузку на буксировочном фале , видно болтанка добавила своё слово в этот SpeedGliding (91 км.) за буксировщиком. Сложилось впечатление что, в буксировщике проснулся
химик и мы в этой спарке пойдём на гон. На высоте около 80 м происходит то чего я никак не мог ожидать :
буксировщик делает противоракетный манёвр со сваливанием на крыло и поворотом на 180 градусов просто под
меня!!! .
Я:Коля отцепился
далеко…Сел на одном поле с нами –но на очень таки приличном расстоянии. И вновь
как в старой доброй песне: «по ошибке зовусь я пилотом, а я- помесь орла с
ишаком..» …А наш мотодельтопанк сбросил буксировочный трос над «лагерем», и
совершив круг почёта сел.
Почин
был положен! Экспериментальная буксировка в принципе удалась, ведь все живы?!
Возвращались
мы в Херсон в приподнятом настроении. Всё прошло хорошо, не считая некоторых
моментов, из-за которых было так плохо!
Выводы
напрашивался сам собой. Первый- надо нормальный мотодельтоплан-буксировщик. Кто
нибуть слышал о аэробуксировке на скоростях выше 90 км/ч???????? А ведь так и
было, вместо обычных 55-70 км/ч!!!!! И это
всё без возможности нормального набора высоты! Видели бы вы Колины ( да
и мои ) глаза, когда уже на земле считывали показания с Колиного « Бравого
Негра»…
Второй вывод прост, как угол дома.
Надо учить пилота буксировщика!
Химики до
сантиметра чувствуют землю, прекрасно держат гон и владеют своей техникой как
частью собственного тела, но….Привычка иметь постоянный запас скорости на гоне над
полем играет в аэробуксировке отрицательный эффект! Запас нужен. Это знает
любой пилот. Хотя бы 4-5 км/ч…Но буксировка на 90- это смешно, если бы не было
так печально. Кто хоть раз буксировался- тот поймёт…
Вот такие вот у нас тут пироги с
котятами! Но все приходит с опытом, и у нас ещё всё спереди! Так что наш первый
блин-комом прошу считать удавшимся, пожелать нам удачных полётов и лётного
долголетия!!!! И спасибо вам за это! И Вам- того- же!!!
16 апреля 2002 †Pilot8-)RW†
P.S. И все же химики- хорошие ребята! Спасибо им за их труд и заботу!