Особенности  Национальной Буксировки

 (или  буксировка  за  пилотом  химиком).

12 апреля  2002 года  от  РХ.

 

Действующие лица

 

Половый Николай Борисович: тест-пилот фирмы Flight DesignUkraine

Лагоша Денис Николаевич: тест-пилот фирмы Flight DesignUkraine

Дубинецкий Николай Петрович: пилот- химик, он же- пилот-буксировщик

Дубинецкий Владимир Николаевич: пилот-химик, сын пилота-буксировщика

Пошелюга Андрей Васильевич: хороший парень, техник мотодельтаплана

Лаптев Валерий Иванович: работник OWC, конструктор, светлая голова

Летин Виктор: тоже хороший парень, пилот МДП, химик

Плиз Виктор: работник OWC, сборщик жесткокрылов, классный специалист

Бульба Вадим: водитель фирмы OWC (Flight DesignUkraine), бывший гонщик

 

Я:А как хорошо всё начиналось! По весеннему тёплое солнышко, кучевые облачка , а воздух наполнен пьянящим ароматом цветущих трав, деревьев и прочей живности…Сегодня у нас дебют. Первый раз в небо Украины должен подняться жесткокрыл «немецкой» фирмы Flight Design под названием AXXESS+, пилотируемый молодой легендой украинского дельтапланеризма Половым Николаем Борисовичем. Мне же досталась скромная роль наблюдателя, фотографа и прочих там помощников.

          Все мероприятие состоялось близь чудного города Херсона, гордящегося своими огромными степными просторами и прочими, старательно обработанными дельтиками - химиками, площадями. Именно такой пилот- химик со своей телегой достался нам в качестве буксировщика.

Николай: Осмотр буксировщика показал что, это типичный химик-панк. Телега титановая, сварная  исполнена в лучших традициях СССР, в смысле сделано  из того что было под рукой. На телегу навешен бак с химией, как оказалось потом на половину  полный. Крыло старое, итальянское, площадью 10кв.м

          Я:Впечатление несколько удручающее, учитывая оснащение данного «пепелаца» 503 ротаксом довольно таки убитого технического состояния. В целом- настоящая рабочая лошадка, замученная тяжким трудом и несбалансированным кормлением.

          Чего не скажешь о привезённом нами жесткокрыле. В поле он выглядел

 довольно таки хищным и грозным птицем. Просто прелесть…Чем мы с Колей не преминули воспользоваться устроив побегушки, отдав тем должное времени, когда каждый из нас носился по полю с дельтапланом в надежде на то, что его оценят и пустят на горку. Умаявшись и наигравшись всласть, да после осмотра места старта, наконец-то приготовились отдать должное небу.

          Первым, как всегда, должное небу отдал буксировщик, полетев на разведку погоды и показав идеальный проход над полем на высоте 40сантиметров да на скорости за 80 км/ч. Всё класс! Если не учитывать, что при установке нового винта умудрились свернуть голову одному из болтов крепления…Обнадёживающее начало.

Николай: Химики ребята без крыши, а также без дна. Они летают так экстремально что дух захватывает. Полет на телеге без спас.системы для химика норма--нет смысла ее применения на рабочей высоте 1м. Но полет в термичку  на этой высоте  либо мастерство, либо везение..

          Я:Выбор места старта мне показался удачным только отчасти…Утоптанная земля и соседство дороги для взлёта буксировщика – это конечно замечательно, но соседство высоковольтной линии передач (до ближайшей опоры-120 шагов) несколько напрягало.

          Но вот сборы позади….Буксировщик выкачен на исходный рубеж, Коля под аппаратом ( и даже пристёгнут!), а я трусцой передвигаюсь на исходный рубеж снайпера-фотографа в район буксировщика, дабы увековечить этот знаменательный момент в истории нашей фирмы и клуба…

          Дальше- всё как обычно на буксировке, не считая лёгкой паники и неразберихи в рядах зрителей и помощников (это и меня касается). Взревел движок, запел винт, натянулся фал- и Коля поднял жесткокрыл на плечи…

Все напряжённо замерли, а я припал к прицелу фотоаппарата, судорожно вспоминая как он снимается-то с предохранителя…Время замерло.

          После энной попытки подъёма жесткокрыла в предстартовое положение Николай посчитал момент достойным, и по его сигналу буксировщик втопил педаль газа…Натянулся фал, побежал Коля, полетел аппарат, выдав на старте приличный левый крен( поддуло )…..И вот отрыв! Коля летит! AXXESS+ в воздухе! А буксировщик всё бежит и бежит….А что взять то с него? Ведь и в хорошие времена у него скорость отрыва никак не меньше 70 км/ч!!! А это с половиной химбака да Колей на буксире!!! Хорошо, что вообще катится…Ах нет…Таки взлетел…Со скоростью настоящего истребителя и леностью истинного бомбёра!!! И на том спасибо…

          Я в диком экстазе безперерывно жму на кнопку фотокамеры, не дожидаясь окончательной перемотки плёнки на новый кадр. Авось получится.

Да и Николай, пролетая надо мной орёт во весь голос: «..СНИМААААЙ!..». (Много позже я глубоко задумался над тем, как же он кричал-то, если рот его был занят прищепкой буксировочного замка?!?)…

 

          Связка «Мотодельта - Жесткокрыл» плавно ползёт в высоту, постепенно забирая влево от линии взлёта, дабы не познакомиться по ближе с высоковольткой. Слышны восторженные крики зрителей и сочувствующих…А воздух по прежнему пахнет весной….

          Только восторг быстро проходит. Странно как-то летят они. Периодически пропадает нагрузка на буксировочном тросу ( это видно по раскрытию тормозного парашюта на фале ). Да и буксировщик чего-то не очень стремится лезть в высоту, увозя Николая на сцепке всё дальше и дальше от  импровизированного дельтадрома на высоте где-то чуть выше ста метров.

Набор прекратился, а потом буксир вообще начал терять постепенно набранную высоту, плавно разворачиваясь в сторону дельтадрома…

Николай: Старт проблем не вызвал, а вот дальше было интересно.

Долгая пробежка меня не смутила - ещё бы буксирует то он впервые. Далее пошёл очень плавный набор высоты  с плавными колебаниями в потоках.

На высоте более  ста метров ( 122 м)  буксировщик прекратил набор высоты и стал  уходить вниз при этом как мне кажется падала  итак малая тяга двигателя.

 Стало просто невозможно удерживать постоянную нагрузку на буксировочном фале , видно болтанка  добавила своё слово в этот SpeedGliding (91 км.) за буксировщиком. Сложилось впечатление  что, в буксировщике  проснулся  химик и мы в этой спарке пойдём на гон. На высоте около 80 м  происходит то чего я никак не мог ожидать : буксировщик делает противоракетный манёвр со сваливанием на  крыло и поворотом на 180 градусов просто под меня!!! .

          Я:Коля отцепился далеко…Сел на одном поле с нами –но на очень таки приличном расстоянии. И вновь как в старой доброй песне: «по ошибке зовусь я пилотом, а я- помесь орла с ишаком..» …А наш мотодельтопанк сбросил буксировочный трос над «лагерем», и совершив круг почёта сел.

          Почин был положен! Экспериментальная буксировка в принципе удалась, ведь все живы?!

          Возвращались мы в Херсон в приподнятом настроении. Всё прошло хорошо, не считая некоторых моментов, из-за которых было так плохо!

Выводы напрашивался сам собой. Первый- надо нормальный мотодельтоплан-буксировщик. Кто нибуть слышал о аэробуксировке на скоростях выше 90 км/ч???????? А ведь так и было, вместо обычных 55-70 км/ч!!!!! И это  всё без возможности нормального набора высоты! Видели бы вы Колины ( да и мои ) глаза, когда уже на земле считывали показания с Колиного « Бравого Негра»…

          Второй вывод прост, как угол дома. Надо учить пилота буксировщика!

Химики до сантиметра чувствуют землю, прекрасно держат гон и владеют своей техникой как частью собственного тела, но….Привычка иметь постоянный запас скорости на гоне над полем играет в аэробуксировке отрицательный эффект! Запас нужен. Это знает любой пилот. Хотя бы 4-5 км/ч…Но буксировка на 90- это смешно, если бы не было так печально. Кто хоть раз буксировался- тот поймёт…

          Вот такие вот у нас тут пироги с котятами! Но все приходит с опытом, и у нас ещё всё спереди! Так что наш первый блин-комом прошу считать удавшимся, пожелать нам удачных полётов и лётного долголетия!!!! И спасибо вам за это! И Вам- того- же!!!

16 апреля 2002                      †Pilot8-)RW†

P.S. И все же химики- хорошие ребята! Спасибо им за их труд и заботу!

На  главную     В раздели «Статьи»

Hosted by uCoz